суббота, 27 июня 2015 г.

Малый бизнес Италии. Моцарелла ди буффала от Луки Кикко

Совладелец одного из крупных российских промышленных предприятий однажды сказал мне в приватном разговоре: "Глядя на малый бизнес у меня иногда возникает такое чувство, что передо мной детский сад какой-то. Не в уничижительном смысле, мне просто трудно подобрать аналог лучше... Я наверное никогда бы не смог застрять на этом уровне "переживаний о...", на таком масштабе, на таком уровне внутреннего сопротивления росту и "лишним" знаниям. Мне как менеджеру зачастую даже с очень состоятельными и видавшими виды предпринимателями — хозяевами малого бизнеса не о чем говорить. Менеджмент — это совсем другое представление о мире, о своём деле и об их взаимодействии. Но вот что интересно: пару лет назад мы открыли в компании программу корпоративного предпринимательства, — и знаете что? Нашим менеджерам, которые вызвались в ней участвовать, знания о менеджменте, представьте себе, мешают. Много лишнего в голове, так что ли? Они реально сразу всё усложняют, а объяснить им это невозможно. Вот я опыт предпринимательства имею лично, достаточно быстро его проскочил, остался в менеджменте — затянуло :). А как объясняться с тем, у кого его нет?... Мне кажется путь от предпринимательства к менеджменту легче, чем от менеджмента к предпринимательству. Вот помозгуйте над этим и напишите в своей книге". 

Мозгую :), и пока нахожусь в родных пенатах, скажем так, с пониманием отношусь к сказанному выше. Но как только улетаю на юго-запад...

Всё-таки разобраться в том, где пролегает граница между статусами "предприниматель" и "менеджер", невозможно без погружения в эти два таких близких/далёких и таких похожих/разных мира. Но если менеджмент роста — поле моей профессиональной практической деятельности, то вот за жизнью предпринимательских структур приходится лишь наблюдать со стороны. Здесь, сколь бы хорошо не был "набит" глаз смотрящего, "ПОМНИ О СИНДРОМЕ ТУРИСТА!" святое правило, помогает не потерять осторожность в выводах. От того о содержании моих открытий в рамках исследования культуры предпринимательства в Италии (там оно, не "облагороженное" годами социализма, интересным образом законсервировалось) я пишу редко. И хотя вторая глава на эту тему из упомянутой в начале книги уже опубликована, каждый раз знакомясь с итальянским опытом предпринимательства, я вспоминаю этот наш разговор.

Для справки: 1. Экономика Италии базируется на малом и среднем бизнесе (Wiki). Его вклад в ВВП страны по разным оценкам составляет 59-63%. 2. Около 90% всех зарегистрированных предприятий в стране — piccole e medie imprese (малый и средние — PMI), таким образом и налоговое законодательство ориентировано более на них. 3. Более 70% трудозанятых в экономике составляют сотрудники именно малых и средних предприятий. 4. Отчёт 2014 года компании CERVED GROUP её гендиректор Жанандреа дэ Бернардис начинает словами: "С большим удовольствием и гордостью я представляю первый Отчёт Cerved о PMI, ежегодной публикацией которого мы намерены обеспечить мониторинг финансово-экономического состояния главных героев итальянской экономики малых и средних предприятий.

Вот такой вот "детский сад"...

Пока мы ехали на машине из Турина до Карманьолы (от. 30 км), я без особого энтузиазма составила перечень вопросов. Это не первое производство, которое любезно открыло нам свои двери, Италия говорит и показывает всегда красиво, поэтому здоровый скепсис "по дороге туда" — верный попутчик. Большую половину вопросов, однако, задать не пришлось, так как хозяин-управляющий о многом рассказал сам. Он вышел навстречу в акционной футболке компании STIHL ровно такой, какие в своё время мы — дистрибуторы STIHL  на Северо-Западе России — раздавали дилерам. Как это говорят — улыбнуло...

Хозяйство полного цикла семьи Кикко окружают поля кукурузы и других культур, ценных с точки зрения питания животных. На ферме "проживают" около 450 голов крупного рогатого скота, а именно буйволиц (не обошлось, естественно, без буйволов и нескольких коров). Продукция хозяйства — моцарелла из молока буйволиц — пользуется спросом у потребителей и имеет отличную репутацию.

Почему именно этот пример.

 
1. Во-первых он положительный. Это среднее производство полного цикла, которое имеет интересную историю и успешно развивается.

2. Во-вторых, в своё время Лука (молодой хозяин, а есть еще Papà) был первым и в 2003-м году единственным в Пьемонте производителем моцареллы именно из молока буйволиц. Сейчас их три, но мне пионеры всегда интереснее.

3. Лука
это сын хозяина фирмы некогда полностью перекроил семейный бизнес. 

Бросив обучение в сельхоз. училище 13 лет назад Лука отправился искать по всей стране производство, где бы его на практике обучили делать моцареллу из молока буйволиц. До этого семья производила сыры из коровьего молока не помышляя о буйволах. Тогда с чего бы такое решение?

Во-первых, Лука не хотел делать то, что делают все. Во-вторых экономическая политика Евросоюза (с его квотами на производство молока коровьего) поставила семейное дело под угрозу. (Говоря по-простому: если ты продал молока больше чем тебе разрешено, тебя штрафуют, так что "лишнее" лучше сразу вылить в канаву. И ничего, что твоё гораздо лучше по качеству, чем у соседа по Евросоюзу, ему же ведь тоже надо как-то продать своё...).

Лука нашёл фирму на юге страны, где его взяли в ученики. По окончании практики он вернулся домой... с бывшим работодателем. Тот помог Луке убедить papà, что "в Пьемонте буйволицам можно организовать прекрасные условия". Так 12 лет назад всё и завертè...

Я интересуюсь старым фото на стене, и papà объясняет мне, что это вовсе не его отец или дед. Это семья того самого неаполитанского предпринимателя, в хозяйстве которого стажировался Лука и которой семья Кикко обязана вторым рождением компании.

4. Она, кстати компания открыта во многих смыслах. Заходи куда хочешь (только не пачкай), офис настежь, любые вопросы (даже самые спорные). В хозяйстве мы встретили всего 8 человек, из них трое наёмники.

5. Высокое качество продукции. Хорошо поставленный контроль. Молоко буйволиц (более жирное и сладкое по сравнению с коровьим) в производстве используется сырое. Чтобы донести его ценность до конечного продукта надо строго соблюдать технологию. Процесс превращения молока в сырную массу натуральный ("пусть химичат промышленники"). Кроме моцареллы здесь производят и другие сыры, а также, с помощью партнёрской компании, колбасы.

Лука работает в паре с матерью. Рита "купает" свежую моцареллу в рассоле вручную, без перчаток, говорит, привыкла за столько-то лет; контролирует каждый сырный мячик; взвешивает порции в коробках; гоняет мужчин, если кто-то увлёкся и нарушил сан.нормы.

6. Комбинированная бизнес-модель (на производстве моцареллы она вытягивающая). Заказы формируются небольшими партиями и, учитывая важность свежести поставляемого продукта, формируются "под отгрузку".


7. Кикко к тому же просто очень приятные люди. Как семья. Здоровье их мира, царящая там любовь чувствуются во всём: от потрясающих каскадов цветов в ухоженных палисадниках до того, как они разговаривают друг с другом, когда не знают, что за ними наблюдают. Бабушке свекрови Риты под 90. Глядя, как эти две внешне похожие женщины касаются друг друга, я подумала мать и дочь.

8. Папа. Это сразу ясно, кто это подошёл, кто он тут, не смотря на труселя в стиле "50 лет советскому футболу",
харизму не скроешь за упрощениями. Но всё наше пребывание там он подчёркнуто находился в тени. И когда говорил со мной отошёл в сторонку. Молодой Лука здесь хозяин. Точка.

9. Мы присутствовали при реальном производстве партии для заказчика, от филировки до упаковки.
Наша группа невероятно галдела (у итальянцев иначе не выходит) и, как мне казалось, страшно мешала им работать. Но хозяева были к нам снисходительны и терпеливы. Им не нужны реклама и заказы (два года как они заморозили клиентскую базу и отказывают новичкам), но мы их не раздражали, нам были рады. Не по-итальянски фальшиво рады, а просто рады; мы приехали с их подругой, но не думаю, что по этой причине.

10. Подход к делу. Это не только преданность (на преданности устаревшим подходам далеко не уедешь). Это Новая Италия, которая не боится перемен, не избегает знаний о рынке, политике, маркетинге, приветствует появление конкурентов. Лука не шарахается от Интернета и маркетинговых понятий как старшее поколение итальянских предпринимателей. Он говорит про бизнес-процессы и позиционирование, стратегию и экономический цикл (не ругаясь самими терминами, естественно).

Я забыла спросить Луку, слышал ли он о новом маркетинге, озвученном Сетом Годиным на TED в 2009 году. Возможно, как это часто бывает с успешными предпринимательскими структурами, они оперируют самыми разными категориями, не догадываясь, как именно они называются в учебниках, и кто дал им имена. 

Стратегия максимизации прибыли, стремление к лидерской гегемонии на рынке, к экспансии разного рода и росту ради роста приводят к потере качества. В итоге, например, любимый некогда (и не только в Италии) производитель Нутэллы начитает использовать в производстве пальмовое масло, забыв о том, что потребитель умеет читать и ему совершенно неважно, сколько у производителя сертификатов ISO... 

В современном мире производитель должен определиться, сколько зарабатывать ему достаточно для полного счастья, сколько клиентов он действительно может покорить своим продуктом. Для этого придётся наработать четыре новых навыка: 1) отказывать тем, кто готов заплатить тебе больше, лишь бы ты произвёл больше; 2) приветствовать появление конкурентов, которые позволят потребителю выбирать; 3) защищать право на цену своего продукта, какие бы ценовые войны и по каким причинам не бушевали вокруг; 4) сдерживать развитие бизнеса без ущерба для развития организации, задаваться правильными вопросами в ответ на соблазнительные проценты и предложения банковских структур. Как показывает мой исследовательский опыт, научиться всему этому порою проще, чем, например, доверию.

Поклонники работы Фрэнсиса Фукуямы "Trust", к которым я некогда относилась, вряд ли успели пожить во всех тех странах, в которых по утверждению автора уровень доверия в обществе между его членами выше, от того и выше уровень жизни. Как это не внезапно для "туристов", рассматривающих Италию только как пример для подражания, уровень доверия в обществе там гораздо ниже, чем в России. Улыбка навстречу это просто милая привычка, не более того. В первые годы погружения в Италию я никак не могла понять, почему в выходные в центре города, где прогуливаются готовые тратить деньги горожане, всё закрыто. Позже в диалоге с коммерсантами выяснилось, что, во-первых, привычка ценить выше клиента милое сердцу дольче_нон_фар_ниенте (знакомое вечно уставшим россиянам по фильму "Ешь, молись, люби"). Во-вторых, трудовое законодательство не стимулирует вести себя иначе, к тому же мода на клиенториентированность имеет мало шансов привиться (итальянское общество очень консервативно и плохо проницаемо для изменений и знаний извне). Но в-третьих! 

На мой вопрос, почему вы, уважаемый сеньор, работаете сами, вы же можете кого-нибудь нанять и отдыхать хотя бы изредка, в 9 случаев из 10-ти ответ был такой: "Да вы что, с ума сошли?! Пустить сюда чужого человека? Это же всё не его, он же тут всё разломает/разворует!" А потом, у итальянцев есть законный нерабочий август. 

От того, видимо, и растёт в катастрофической прогрессии число парикмахерских, кафе, ресторанов, ателье, управляемых китайцами. Китайцы работают всегда, не опаздывают, не устраивают трёхчасовых обеденных перерывов, дорожат клиентами и готовы демпинговать ценой. Итальянцы их очень уважают (мол, трудолюбивые!) и не видят ничего ужасного в том, чтобы оставаться без рабочих мест, терять уходящие в прошлое примеры уникальных производств, сдать без боя экономику страны чужеземцам; видимо, всё лучше, чем измениться самим. И мне кажется, что пока не наступило такого кризиса, который бы смог тут что-то исправить. Но вернёмся на ферму.



Производство, качество и сбыт три кита предпринимательства чувствуют себя на ферме CHICCO LUCA прекрасно. Вместе с тем, как и в случае с большими предприятиями, здесь работает фактор удачи в переменах. Большое счастье для родителя бизнеса с наступлением тяжёлых времён не остаться в одиночестве, большая удача найти того, на кого можно положиться, кому можно доверять и кому хватит куража и тяги к знаниям, чтобы провести этот корабль через шторм перемен.

Видимо от того, что мой интерес к ним был искренним, а вопросы не пустыми, Рита, не зная кто я в профессиональном плане, чем интересуюсь и зачем приехала (мы большую часть времени провели с Лукой), то есть не в плане какого-то специального реверанса вдруг спросила меня. "В России есть гладиолусы? Они вам нравятся?" Я ответила положительно, и Рита, наспех высушив руки, куда-то умчалась. А потом появилась с букетом из семи чудесных гладиолусов и подарила мне. Вот те раз... Подкупить меня невозможно, но я дала себе слово, что не смотря на завал с рабочей писаниной напишу заметку о знакомстве с фермой до того, как эти гладиолусы завянут в моей туринской вазе. Я рада, что это получилось.

P.S. С 2015 году ферма семьи Кикко аккредитована как образцово-учебное предприятие. Кстати, в том самом училище, которое Лука когда-то бросил, он теперь работает как приглашенный преподаватель. Кроме прочего он призывает студентов как можно раньше в своей жизни обращаться к практике и как можно чаще выходить в поле. Хотя бы затем, чтобы оглядеться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.