пятница, 13 декабря 2013 г.

Шаг навстречу как неизбежность

Когда в 2009-м "Секрет фирмы" опубликовал мнение директора Центра глобального лидерства INSEAD Кетса де Вриса о российских управленческих командах, многие присвистнули в удивлении. Такого смелого замечания стоило бы ждать от склонных к самобичеванию россиян, но увы. Это бревно в нашем глазу - почти священная корова. Не удивительно, что указания на него лишь ограничиваются констатацией, не подхватываются менеджерским сообществом и не влекут за собой поиск и внедрение методов извлечения "бревна из глазу".

"Честно признаюсь: мне трудно работать с русскими управленческими командами. Уровень паранойи в них, как правило, зашкаливает... Сравнивая поведение западных и российских руководителей, я нашел одно интересное различие между ними. В западных странах и в России совершенно по-разному понимают сущность доверия и роль, которую оно играет в бизнесе... Менеджеры на Западе изначально доверяют всем, потому что доверие понимается как предпосылка для возникновения отношений. Это нечто, помогающее установить контакт. Руководители в России, как правило, доверяют только узкому кругу своих институтских знакомых и родственников, потому что для них доверие — это конечная цель всех отношений".

По прошествии времени, в течение которого я изучаю культуру предпринимательства (не в России, в Италии), имею что добавить от себя.

Действительно, в отношении к новичкам-соплеменникам (не к чужакам, что немаловажно, а именно к соплеменникам) те же итальянцы изначально проявляют открытость, доверие и стремятся установить тёплые отношения. Но это вовсе не признак того, что они доверяют друг другу. Они ДЕМОНСТРИРУЮТ НАМЕРЕНИЕ доверять.

Как это ни странно для поклонников теории Френсиса Фукуямы и удивительно для тех, кто в Италии никогда не жил, - уровень доверия в итальянском обществе очень низкий. "Как это - нанять постороннего, чтобы магазин был открыт и в выходной? Это же всё не его, он же тут всё разворует!" Напрямую к врачу-специалисту вы не пойдёте, сначала докажите участковому-универсалу что у вас действительно что-то болит. Если получили больничный - не выходите из дома, может прийти представитель работодателя проверить, не обманываете ли вы. Вашей гражданской совести конечно доверяют, но выдают вам книжицу для проставления штампов о том, что вы ходили на выборы.

Если доверия нет, то что же есть? Манеры. Привычки создавать видимость. Может именно поэтому Италия - один из мировых центров моды, дизайна и брендинга...

https://tedx.amsterdam/2013/11/fons-trompenaars-about-peaches-and-coconuts/
Культурологи Фонс Тромпенаарс и Чарльз Хампден-Тернер назвали бы итальянцев "персиками". Мягкие снаружи, в общении итальянцы подпускают к себе другого лишь до какой-то определённой границы, за которой "косточка", непробиваемая броня. Русский, подробно ответив на вопрос "как дела", семья и прочее может обнаружить, что в ответ не получает той же информации, да и вопрос "как дела" был лишь формальностью.

Согласно классификации тех же специалистов, русские - настоящие кокосы. Твёрдые снаружи они заставляют собеседников пробиваться через эту кокосову броню. Тот у кого это получится, может обрести друга на всю жизнь, внутри этот "орешек" может оказаться мягким и во всех отношениях приятным человеком.

В начале деловых отношений европейцы, как правило, не доказывает друг другу, что они не верблюды. Но это не значит, что они друг другу доверяют, просто они исходят из того, что никто не верблюд, пока не доказано обратное. Если что не так - с партнёром расстанутся как с растратчиком КРЕДИТА. Кредита доверия.

Такого кредита русские в начале отношений не выдают. Доверие нужно заслужить, опровергнув заранее выставленные сомнения. Труднее дело идёт там, где к нам пришли, а не пришли мы сами. Мы подозрительны и склонны сомневаться, что к нам пожаловали с добром и с уважением. Поэтому всему входящему ответ готов заранее: "НЕТ!" Чтобы пройти путь от недоверия хотя бы к осторожности, русским приходится проверять друг друга. "Доверяй, но проверяй" - не самый плохой девиз и в жизни, и в бизнесе, поэтому большинство корпораций располагает нужными связями для заочной проверки человека "по базам" и спискам компетентных органов.

На первые переговоры с русскими иностранец несёт всю кучу предубеждений по отношению к нам. Многие в мире убеждены, что мы не способны не только улыбаться, но и ценим иноземцев больше своих соплеменников (Юрий Крижанич написал об этом в своём трактате "Политика" еще в 1663 году). Поэтому некоторые ведут себя жёстко и, что неожиданно для российской стороны, бескомпромиссно. Многие стремятся вытребовать для себя наилучшие условия, оценив пределы нашего гостеприимства на первом же деловом "свидании".

Есть одна проблема внутри этой темы. Именно она стала поводом для написания заметки.

Чтобы пройти путь от недоверия к доверию, русским приходится совершать телодвижения, поступки, идти навстречу друг другу. Путь на сближение проходит через некий рубикон, только за ним начинается следующий этап сносно-доверительных отношений. В целях скорейшего приближения к рубикону специалисты в области деловых коммуникаций рекомендуют не откладывать как минимум два события: совместное распитие и ... ссору. Ничто не проясняет человека так, как конфликт, поэтому с непьющими приходится "ссориться поневоле". Главный валун на этой узкой тропе - обидчивость. Менеджерам, посещающим тренинги личностного роста, наверное известно, что это качество натуры как раз про личностную зрелость. Обидчивый партнёр подойдёт вам только, если ваша фирма занимается перевозкой воды. К другим бизнес-ситуациям обидчивый человек не пригоден хотя бы потому, что включает эмоции (как назло) именно тогда, когда нужен холодный рассудок.

Русский человек раним и обидчив, и это бревно в его глазу тоже неприкасаемо. Те кто склонны носиться со своим душевным комфортом как с писаной торбой, вряд ли будут снова и снова делать шаг вперёд или навстречу. Неудивительно, что мы кажемся подозрительными, и конечно мы контрастируем с американцами, готовыми после краха своего бизнеса вновь и вновь начинать сначала. Бизнес делается с людьми и для людей, и совсем без взаимодействия с себе подобными тут не обойтись.

Все попытки уповать на изменения менталитета россиянина в соответствие с законами философии (перехода количества (благ) в качество (общественной жизни); бытие определяет сознание (или наоборот?)) - на мой взгляд не выдерживают никакой критики. А вот учиться жить с тем, чем мы располагаем - задача вполне выполнимая.

Возможно стоит объяснять детям на уроках ОБЖ, что у русских нет другого выхода, как только делать эти самые шаги снова и снова; не умозаключать за другого заранее, а делать совместные, путь маленькие, но понятные шаги. Нужно обсуждать итоги, какими бы они ни были, правдиво сообщать другой стороне, что понравилось, что нет, "плеваться, плакать, но продолжать жевать кактус", когда партнёр тебе скармливает своё о тебе представление. "Меньше знаешь - лучше спишь" вообще не отсюда.

Случалось и в моей практике говорить: "Мне нужно подуться, не трогайте меня неделю, я переварю, позвоню, и мы продолжим". Но бывали и случаи, когда, играя в "европейскую культуру", человек ожидал лицемерия и был готов лицемерить сам. Неискренность русские чувствуют острее, и на пользу доверию оно не идёт. И уж конечно спрятавшись от проблемы делового переговорного процесса нельзя сохранить лицо ("ведь я ничего не ответил"), а тот кто много, но безуспешно пытался, - вовсе не неудачник. Пусть у нас всё то что с "не" работает лучше и ценится выше (не пьёт, не опаздывает, не ворует, не подводит, не лжёт и т.д.), но неудачник всё же - не тот, у кого не получается, а тот, кто перестал пытаться... (кажется я это уже писала в 2001-м).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.